17/05/2011

Хелен Корпак, 22 года

Helen Korpak, 22 yo

Когда ты поняла, что хочешь заниматься фотографией?

Я не могу точно сказать! Я начала фотографировать после того, как получила старый фотоаппарат отца на 18-летие – тогда я сделала фотоблог, где выкладывала мои самые первые фото и дала себе клятву обновлять его почти каждый день. До этого я никогда особо не интересовалась фотографией и у меня не было определённых целей, но с самого начала это было здорово и меня сразу захватило. Наверное, где-то полгода спустя я нашла «Балладу о сексуальной зависимости» Нэн Голдинг на книжной распродаже и поняла, что фотография может быть такой, какой я раньше себе и представить не могла. Два этих события стали главными катализаторами и где-то на пути, не прекращая одержимо делать снимки, я поняла, что не хочу, чтобы это когда-то закончилось.

When did you realise you wanted to do photography?

I'm not really sure! I started photographing after I got my father's old camera for my 18th birthday - I started a photoblog where I put my first ever photos and made a vow to myself to update it almost every day. I had never really been that interested in photography before that, and didn't even have any particular goals, but it was fun from the very beginning and I got hooked right away. Maybe half a year after that I discovered Nan Goldin's "The Ballad of Sexual Dependency" on a bookfair and realized it was possible to do photography in a way I'd never realized before. These two happenings were my main catalysts, and somewhere along the road while obsessively shooting I realized it had become something I never wanted to stop.

Твои фото можно относить к разным стилям: некоторые кажутся снимками воображаемых миров (как, например, Dinosauruxia), а другие, документирующие твои путешествия и т.д, больше напоминают фотожурнализм. Как бы ты определила своё сегодняшнее направление в фотографии?

Я бы хотела дать хороший ответ на этот вопрос, но у меня его нет. Мне всегда сложно определить свой стиль или приоритеты. Наверное, это потому что я люблю столько разных жанров фотографии – не хочу выбирать лишь один! По-настоящему хороший фотожурнализм восхищает меня больше всего… Но мне также нравятся и фэшн-фотография и фотоискусство… что-то в каждом жанре, на самом деле. Сейчас мой главный личный проект – документировать всё, что меня окружает, саму жизнь – думаю, это можно назвать, фото-дневником. Я делаю много снимков и для других людей, но всегда стараюсь сохранить некоторую честность. Мне нравится спонтанность. Может быть я документалист?

Your photos belong to different styles: some seem to capture imaginary worlds (Dinosauruxia for example) and others are a kind of photojournalism, documenting your travels, etc. How would you define your today’s photography?

I would love to have a good answer for this but I don't, I always struggle when trying to define my style or focus. It probably has to do with being in love with so many different kinds of photography - I don't want to choose just one thing! I admire good photojournalism more than anything... But I also like fashion photography, and art photography... and something within every genre really. At the moment my main personal project is to document my surroundings, life in general - I guess one could call it a photographic diary. I do a lot of stuff for other people too, but I always try to convey a kind of honesty. I like it when things are spontaneous. Maybe I am a documentarist?

Какая идея заложена в Traum Noir? Или что побудило тебя создать собственный журнал?

Я делаю этот журнал вместе с хорошим другом Анттоном Нуотио – мы постоянно делаем совместные проекты с тех пор, как познакомились в 2006. Это та самая магическая связь, всё получается как надо! Мы основали Traum Noir, когда устали от окружающих журналов с их высокими ценами, претендующими на то, что они «искусство», когда на самом деле они просто полны полуголых моделей, девочек-подростков, закутанных в дорогие шмотки, с их фальшивым женоненавистничеством… Это был ещё и протест против утверждения, что для того, чтобы быть творческим человеком нужно «быть кем-то», иметь образование и степень… Всё, что на самом деле требуется, это хорошо делать своё дело! И, конечно, нас больше всего вдохновляли молодые люди, чьи работы мы показывали: есть столько прекрасных талантливых людей, пишущих и занимающихся искусством. Они заслуживают того, чтобы их работы выставлялись и за пределами интернета.

What is the idea behind Traum Noir? Or what made you want to create a zine of your own?

I do the magazine with my good friend Antton Nuotio - ever since we got to know each other in 2006 we have done projects together. It's this magic connection; it just works so well! We started Traum Noir after really growing tired of the magazines we were surrounded with; their high prices, their claims of being about "art" when in fact they were about half-naked teenage model girls veiled in expensive clothes, their snide misogyny... It was also about rebelling against the idea that you have to "be someone" to be an artist, that you have to have a degree... The only thing you have to be is good! And of course, our main inspiration was the young people we feature - there are so many amazingly talented people creating art and texts. They deserve a place outside the internet to showcase their work.

Твоё самое большое открытие во время недавнего путешествия в Индию?

Как бы банально это ни звучало, сам опыт первой в жизни поездки в Индию изменил меня во всех смыслах. Главным образом, это поменяло мой взгляд на мир – вот и сейчас, спустя 2 месяца после возвращения домой, я всё ещё чувствую это. Здесь большую роль играют отношения между «западным обществом» и «остальным миром», и тем как мы воспринимаем «остальных». Через СМИ, школу, традиции… Ощущение того, что «мы» - №1 в мире настолько сильно укоренилось в западном обществе, и всё это от активного отчуждения и эксплуатации «остального мира» и превращение его в «другой». Я выросла в окружении отголосков империализма и, думаю, поездка в такую большую и разную страну как Индия помогла мне пошатнуть такой взгляд на мир.

What was the biggest discovery you made during your recent trip to India?

As cliché as it might sound, the entire experience of visiting India for the first time just was an all-over life changing experience. Mostly it just changed the way I see the world - and two months after returning home, it still does. It has to do with the relation between the "western society" and "the rest of the world" and how we view "the others". Through media, school, tradition... Our perception of "us" being #1 in the world is so strongly rooted in our western society, and it has everything to do with actively alienating and exploiting "the rest of the world" and making it "the other". Growing up surrounded by the echoes of imperialism, I think actually visiting a country as huge and diverse as India helped me in my attempts to shatter that way of viewing the world.

Ты уже планируешь, куда отправиться в следующий раз?

В июле я еду на год в Польшу! А ещё мы часто говорим с друзьями о том, чтобы исследовать Финляндию – никто из нас на самом деле не путешествовал по родной стране. Это просто смешно, наверное, мы знаем географию США лучше, чем собственную! Мы всегда здесь жили и нам потребовалось много времени, чтобы понять, что здесь есть на что посмотреть.

Any ideas on where you’re gonna visit next?

I'm doing my annual trip to Poland in July! There's also been a lot of talk with my friends about exploring Finland - none of us have really been anywhere inside the homeland. It's ridiculous, we probably know the geography of USA better than that of our own country! And always having lived here, it took us a long while to actually realize that there is a lot to see.


Чай или кофе?

Чай!

Tea or coffee?

Tea!

Цитата:

Есть множество восхитительных высказываний и у меня нет одного-единственного любимого, но я очень люблю вот это стихотворение Сапфо, переведённое Мэри Барнард (тот факт, что ему около 2600 лет усиливает впечатление) –

Не забудут о нас, говорю я, и в будущем… * (перевод В.Верескова)

Quote:

There are a lot of fantastic quotes and I don't have an absolute favourite, but I really love this poem by Sappho, as translated by Mary Barnard (the fact that it is around 2600 years old adds to its impact) -

You may forget but

Let me tell you
this: someone in
some future time
will think of us


Спасибо, Хелен! Thank you Helen!

её flickr

5 comments:

  1. très belle interview.
    Bravo à ce blog/revue que je ne connaissais pas

    ReplyDelete
  2. Very interesting points of view. Lovely photos, and nice interview!!

    ReplyDelete
  3. well done. (also, i like your choice of helens pictures).

    ReplyDelete
  4. thank you people, we are happy that you like the interview! merci beaucoup, leno

    maria & cmfnumb

    ReplyDelete